?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у tolstnev в Прорисовка светотеневого рисунка при обработке портрета или Dodge&Burn.
Это один из этапов при обработке портрета в программе Photoshop. Пару слов о том, для чего он нужен. Начну издалека.
Около пяти сотен лет назад великий Леонардо Да Винчи вывел идеальные пропорции человеческого лица. Такое лицо воспринимается нами как наиболее гармоничное и красивое.
Но в реальности людей с такими идеальными лицами просто не существует. Бывают лишь более или менее приближенные к такому идеалу. В жизни же мы нередко видим круглые, квадратные, прямоугольные, вытянутые и т.д.... лица, широкие или длинные носы, широко или узко сидящие глаза... Список таких особенностей можно продолжать бесконечно. Но как известно, люди давно уже научились пользоваться косметикой. Задачей которой стоит не только подчеркнуть акценты на глазах и губах, но и подправить геометрию лица, скрыть его недостатки. И в идеале бы, визажист должен так нанести корректирующий макияж, чтобы потом ретушеру не приходилось ничего править. Но это в идеальном варианте. В жизни далеко все не так. Макияж может быть нанесен неправильно, либо человек снимался вообще без макияжа. Но даже правильный макияж в процессе съемки может испортиться, "поплыть", человек может вспотеть и т.д... Вот и приходится потом ретушеру все это исправлять. К слову сказать, визажист и ретушер делают во многом схожую работу. Просто у них инструменты разные. Поэтому ретушеру, занимающемуся обработкой портрета я очень рекомендую пройти курсы визажистов, и попрактиковаться в нанесении макияжа на реальных лицах. Нет, я не рекомендую, я считаю это обязательным!
 Итак! Задачей этапа прорисовки светотеневого рисунка являются:

  1. Корректировка формы и пропорций лица.

  2. Устранение дефектов, неровностей, бликов и пятен на лице.

Причем здесь не идет речь об устранении самых мелких дефектов, таких как прыщики, какие-либо мелкие точки. Их проще убрать с помощью инструментов Healing brush (лечащая кисть) или Patch (заплатка). Но давайте уже перейдем непосредственно к обработке. Я разделил эту статью на несколько этапов.

Этап №1. Подготовка.
 Открываем фото. Сначала в RAW конвертере. Если необходимо, то подправим движки, отвечающие за тени и света, экспозицию и баланс белого. Но я заметил, что студийный портрет, снятый с технически грамотно поставленным светом, крайне редко требует манипуляций на этапе конвертации. Разве что баланс белого подправить на свой вкус.
Затем жмем "open" и открываем картинку в фотошопе.

Теперь необходимо создать сверху две дополнительных копии слоя. Один светлый и один темный. Я делаю это двумя вариантами. Вообще способов сделать это существует больше, но я пользуюсь двумя.

Вариант №1. Требуется в случаях, когда на фото имеются провальные темные и выбитые светлые участки. И их необходимо "вытянуть".
Открываем эту же фото еще раз в RAW - конвертере. Там делаем только 2 движения - Exposure (экспозиция) поднимаем на +1 ступень, а Saturation (насыщенность) убавляем на -15.

И открываем это светлое изображение в фотошопе. Затем, выделяем - комбинация клавиш Ctrl+A, копируем в буфер обмена - Ctrl+C, закрываем - Ctrl+W (без сохранения). Находясь на нашем первоначально открытом изображении с нормальной экспозицией, жмем Ctrl+V - вставили светлое фото верхним слоем.
Далее, открываем фото в RAW конвертере в третий раз. И делаем все с точностью до наоборот - Exposure (экспозиция) убавляем на -1 ступень, а Saturation (насыщенность) усиливаем на +15. Понятно, что можно не ограничиваться только одной ступенью экспозиции, особенно учитывая, что мы имеем дело с достаточно "резиновым" RAW-форматом, и при необходимости раздвигать экспопару этих слоев гораздо больше. Только надо быть осторожным с шумами, которые скорей всего полезут при чрезмерном осветлении и, если нужно, подавить их во вкладке Detail (детализация).

И также, как и со светлой картинкой, повторяем все действия, чтобы вставить это темное изображение третим слоем. В какой последовательности будут стоять эти два дополнительных слоя, абсолютно неважно. Но я для себя сделал такое правило - сверху темный, ниже светлый слой. Просто чтобы не путаться, и работать быстрее. Теперь необходимо закрыть эти два слоя черными масками. Находясь на данном слое - кнопка создать маску слоя (внизу палитры слоев) +Alt. В этих двух слоях мы и будем работать.  Но нам необходимо создать еще два слоя, в которых однако, мы работать не будем. Они служат только для контроля. Копируем нижний слой Background (фон) Ctrl+J, перетаскиваем его на самый верх и отключаем. В процессе обработки мы будем иногда включать этот слой, чтобы посмотреть что было, и что стало. Теперь, создадим корректирующий слой Channel mixer (смешение каналов) с помощью кнопки внизу палитры слоев. У вас должен получиться вот такой слоеный пирог из слоев.

При создании корректирующего слоя откроется откроется окно с ползунками. Там необходимо поставить галочку Monochrome (монохромный), и сдвинуть красный ползунок влево примерно до значения -20. Изображение потемнеет. А теперь синий ползунок сместим вправо до такого значения, чтобы восстановить яркость картинки до нормальной, но без появления пересветов. Вот так:

Хоть в этом слое мы больше ничего делать не будем, он является очень важным для нас. С его помощью мы "убиваем" сразу двух зайцев. Первый заяц это то, что мы видим картинку в бесцветном варианте. Это архиважно. При прорисовке светотени нас ни в коем случае не должен отвлекать и вводить в заблуждение цвет. Часто пятна на изображении отличаются не только по яркости, но и по цвету. При работе с фотографиями я придерживаюсь правила: сначала разобраться с яркостью, а потом с цветом. Этого работает не только для портрета, но и для любого изображения. Сперва правим яркость, затем цвет! К слову сказать, в RAW конвертере я действую по этому же алгоритму. А второй наш заяц - мы усилили контраст портрета, и теперь видим все дефекты и неровности более очевидно. Это здорово помогает увидеть при прорисовке проблемные места.

Вариант №2. Минус предыдущего варианта заключается в том, что каждый дополнительный слой значительно увеличивает объем файла. Ведь по сути слои - это такие же изображения. Также неудобство заключается в том, что если вы что-то сделаете с фоновым слоем, например удалите прыщи, а затем начнете прорисовывать верхние слои, то эти самые прыщи проявятся у вас опять. В случаях, когда фотография не имеет пересветов и провалов, нет необходимости использовать RAW конвертер для создания темного и светлого слоя. Все это можно сделать еще проще и удобней для дальнейшей работы с помощью корректирующих слоев.

 Создадим сверху два корректирующих слоя. Подойдут любые, кроме тех, которые сами по себе меняют картинку, например Black&White (черное и белое). Я привык использовать Curves (кривые). Но повторюсь, подойдут и другие. Эти корректирующие слои переводим, как и во втором варианте, верхний в режим Multiply (умножение), который переименую в Dark. И нижний слой в Screen (экран), и соответственно назову его Light. При создании корректирующего слоя автоматически создается белая маска. Инвертируем ее. Щелкнем по этой маске, чтобы выделить ее (появится рамочка вокруг маски), и нажмем Ctrl+I. Она превратится в черную.

 И в конце создадим два "контрольных" слоя Background copy и Channel Mixer точно также, как описано в первом варианте.

Объем корректирующих слоев составляет буквально килобайты и, сколько бы вы их не создавали, вес файла почти не увеличивается. И вы можете на фоновом слое спокойно удалять прыщи, не боясь, что при прорисовке верхних слоев они появятся вновь. Я записал эту операция в Action (действие), и теперь создание этого "слоеного пирога" занимает у меня не более секунды.

Теперь нам необходимо подготовить кисть в работе. В меню Edit-Preferenсes-Cursors (правка-предпочтения-курсоры) я ставлю галочку Full Size Brush Tip (полноразмерный кончик кисти). Это позволяет видеть какая у вас в данный момент кисть - жесткая или мягкая. Это не критично, и совсем не обязательно, но мне так работать гораздо удобнее. Далее необходимо выставить значения Opacity (непрозрачность) и Fill (заливка) по 20%. Эти значения у меня всегда равны, на мой взгляд кисть так работает мягче и плавнее. Чтобы каждый раз не лазить и вручную не менять эти значения, пользуйтесь горячими клавишами. Клавиша 2 например ставит Opacity 20%, 3 - 30%. Если нужно 25%, нажимаем быстро 2 и 5. Если надо 100%, жмем 0. Значения Fill меняются точно также, только через клавишу Shift. Советую привыкнуть, сэкономит массу вашего времени в дальнейшей работе.

Следующим этапом поубираем мелкие дефекты с помощью Healing Brush (лечащая кисть) или Patch (заплатка). Работа этих инструментов незамысловата и проста. Думаю, что подробно описывать как ими работать, здесь не имеет смысла. Отмечу лишь, что кончик лечащей кисти лучше сделать овальным. В таком случае снижается риск оставить следы воздействия этого инструмента. Жесткость кисти я обычно ставлю 15-20%.

Этап №2. Прорисовка свето-теневого рисунка портрета. Устранение пятен.
 Все, что я описал выше - лишь техническая составляющая процесса подготовки портрета для высококачественной ретуши. Для человека, уже белее-менее владеющего ФШ скорей всего все это уже знакомо. Подобной информации в сети немало и, только ради этого я бы не стал писать данную статью. Пожалуй самый важный и одновременно самый непростой этап - именно правильно прорисовать свето-тень. Имея определенный опыт преподавательской деятельности могу сказать, что именно на данном этапе у людей возникают трудности и появляются ошибки. Особенно у начинающих. Поэтому здесь я постараюсь наиболее подробно описать каждый шаг, и все принципы процесса.
 Во-первых, наберитесь терпения. Будьте готовы потратить на прорисовку от часу до пяти. А возможно и больше, если вы только учитесь работать в фотошопе. Для сравнения например, если другие этапы ретуши, повторяясь раз за разом как бы автоматизируются в мозгу, и с опытом все меньше времени требуется  на них, а для каких-то вообще можно записать Actions, то прорисовку свето-тени никак не автоматизируешь, и не ускоришь. Здесь результат прямо пропорционален количеству затраченному времени. Хотя конечно, навык - великая вещь, и через пол-года или год, вы будете делать прорисовку немного быстрее.
 Во-вторых, купите графический планшет фирмы Wacom - ваш самый верный помощник в этом деле. Рисовать мышкой конечно тоже можно, но поверьте - это просто мазохизм!
 В-третьих, работайте на нормальном откалиброванном мониторе. На каком-нибудь ноутбуке 15 дюймов с обычной (не IPS) матрицей вы просто ничего не увидите, и "намалююте" такого ужаса!
 И в-четвертых, позаботьтесь о нормальном освещении рабочего места.

Итак, что мы имеем?  Множество неровностей и пятен, которые я отметил стрелками. Черные стрелки - темные пятна, белые - соответственно светлые.  На первый взгляд вроде все просто: светлые пятна необходимо притемнить, а темные осветлить. Но на практике многие, особенно начинающие, не только убирают пятна, а еще более их добавляют. Лица становятся пятнистые, полосатые, углованые. Но давайте по-порядку.
 Для того, чтобы осветлить темное пятно, кликаем по маске слоя Light. И белой мягкой кистью соответствующего размера осветляем пятно так, чтобы оно исчезло. Здесь ключевыми словами являются "соответствующего размера". Это очень важно! Я рисую, постоянно меняя размер кисти в зависимости от размера пятна. Даже чаще бывает, что при удалении одного пятна я буду менять размер кисти множество раз, в зависимости от его формы и характера, размытости границ. Ведь одно пятно может как бы состоять внутри себя из множества пятен. Не стоит удалять большое пятно маленькой кисточкой, пытаясь закрасить его. Лучше это делать большой. Менять кисть удобней и быстрей всего клавишами "квадратные скобки". Это тоже важно. Я как-то попытался работать, регулируя размер кисти другими способами. Мне это показалось настолько неудобным, что даже сказалось на качестве прорисовок - стали появляться посторонние пятна.

Все то же самое делаем и со слоем Dark, в котором соответственно притемняем светлые пятна. При этом очень важно учитывать направленность рисующего света. В данном случае видно, что в качестве рисующего света я использовал софтбокс (которым обычно я редко пользуюсь), который стоял справа. Соответственно и рисовать я буду с учетом направления теней. Также нам нельзя лицо сделать плоским. Нужно сохранить, а при необходимости добавить объем изображению. Проще всего со лбом.

Совсем необязательно здесь пытаться выравнивать самые мелкие неровности. С ними проще, быстрее и качественнее справляется метод частотного разложения. Причем с сохранением фактуры кожи. Этот метод у меня идет следующим этапом, после прорисовки свето-тени. А теперь продолжим. Область глаз. Вот здесь-то мне и помогли знания, полученные на курсах визажистов. Основное правило такое: тени визуально отдаляют, делают "глубже", а света наоборот, приближают и "выпячивают" те или иные участки. При необходимости добавляю тени и света в места, обозначенные стрелками (черные стрелки - тени, белае - света). У Насти глаза достаточно правильной формы, поэтому я добавил совсем чуть-чуть светов и теней. А также немного усилил подводку глаз и притемнил брови.  Далее убираем круги под глазами. Ориентируемся пока только на яркостную составляющую. По мере удаления пятен, на их месте может появиться чрезмерная фактура кожи. Особенно часто это бывает на месте бликов. Оставим все это частотному разложению.

Нос чаше всего смотрится широким у переносицы. Исправляем это, нанося темные мазки на эти места. Нос визуально становится уже. Также немного осветлил тень от носогубной складки.

На участке лица слева от носа (белая стрелка) я немного осветлил, чтобы было примерно как с правой стороны. Но не в точности как там, немного оставил темнее - не забываем, что эта часть лица расположена дальше от источника света. А часть, отмеченную черной стрелкой притемнил, чтобы эта выступающая часть ее лица не бросалась в глаза. Причем сделал это достаточно большой кистью - ведь нужно было обработать достаточно большой участок. При этом большая кисть зацепила и часть фона за моделью, и он тоже потемнел. Исправить это просто - меняем цвет кисти на противоположный, то есть черный - клавиша Х, ставим Opaсity и Flow  по 100%, и стираем с фона лишнюю черноту. Жесткость кисти при этом выбираем в зависимости от степени размытия границы участка лица в этом месте. Чем резче контур, тем жестче кисть.  В данном случае я выбрал 25%.

Губы. В данном случае с ними все нормально. Но, если нижняя губа плоская, то под ней можно немного притемнить. И сразу же создастся впечатление более пухлой губы. Ведь тень от чего-то же отбрасывается.
 Подбородок. Форма подбородков бывает самой разнообразной. Также, светом и тенью правим его форму, если нужно, делаем более выпуклым, убираем пятна, блики.

Бывает так: вы видите рядом темный и светлый участок, которые необходимо выровнять. Иногда сразу видно, что надо например осветлить темный участок, и все встанет на свои места. Или наоборот. А бывает, что это неочевидно. То ли светлый затемнять, то ли темный осветлять? Тогда рекомендую идти по среднему пути - немного осветлить темный, и немного притемнить светлый. Рекомендую периодически работать на разных слоях, светлом и темном, и постоянно чередовать их. Также чередовать участки изображения, чтобы глаз не "замыливался". Необходимо постоянно увеличивать и уменьшать масштаб просмотра фотографии. Если вы работаете более часа, то надо обязательно давать отдыхать глазам. От длительной работы глаза устают, и вы наделаете таких ошибок, что потом сами удивитесь.

Бывает и так: вы рисуете, а ничего не происходит. Или происходит не то, что должно. Проверьте все по-порядку:


  1. В данный момент активна маска нужного слоя.

  2. Непрозрачность всех слоев 100%

  3. Отключен слой Background copy (копия фона)

  4. В данный момент активен инструмент Brush (кисть)

  5. Настройки кисти - круглая, мягкая, нужный цвет, параметры Opacity и Flow, режим работы кисти Normal (нормальный).

Рекомендую время от времени поглядывать на все эти параметры. Вот какие маски у меня получились:

И вот, какое изображение получилось у меня в итоге. Пятна выровнены, объем остался. Обратите внимание, что широкая челюсть стала визуально смотреться чуть уже. Вернее сказать, это теперь не так бросается в глаза. Часто я еще прорисовываю волосы для получения дополнительного объема. Но здесь делать этого не стал, так как посчитал, что волосы станут перетягивать на себя больше внимания.

А вот, что получилось после полного цикла обработки, который включает в себя пластику, частотное разложение, работу с цветом, кривые, замена фона, контурная резкость...

Больше фотографий с такой обработкой смотрите на моем сайте http://www.staspozitiv.ru

Провожу обучение по обработке фотографий, в том числе онлайн

Веду курсы по студийной съемке в Байкальской академии фотографии г. Иркутск http://baikalfoto.org